Взгляни на старинную карту, уважаемый читатель. Нашел ли ты на ней название главного для горевской округи села – Большое Горево. Нашел? Нет, вот и оно-то. Но что это на карте за селение – Б.Корева на том месте, где должно бы значиться Б. Горево? Не чертовщина ли? Быть не может! Это опечатка какая-то!
Вряд ли. Ошибиться в написании названия такого крупного села даже в те годы было сложновато. Тогда что может означать название сие? В Интернете селений и прочих географических объектов с названием Корево можно отыскать видимо-невидимо. Так, село с таким названием есть в Княгининском районе нашей области, в Смоленской области и проч. И фамилия Корево была весьма распространенной, особенно в XIX веке.
Так что же – название села в форме Корево перенесено переселенцами с уже обжитых мест или означает принадлежность его какому-то помещику по фамилии Корево или Корев? Документальных источников, проливающих свет на данную проблему, отыскать не удалось. Но ведь существует же бытующее по сей день в Большом Гореве объяснение названия тем, что предкам, основавшим новый починок, пришлось здорово погоревать «по причине худородства».
И с этим можно было бы согласиться, если бы не одно «но». По рассказам стариков, корни коренных жителей следует искать в Ковернинском районе, откуда в начале XVII века раскольники, гонимые нижегородским епископом Питиримом, вынуждены были бежать в глухие уренские леса, спасая древнеправославную веру. Теперь взгляните еще на одну карту – нынешнего Ковернинского района. Разве не подтверждает данную версию существование в непосредственной близости друг от друга двух горевских названий – Горево и Парамоново? Да к тому же еще и Бобылевка рядом! А всего же названия ковернинских селений уренские дублируют более двадцати раз. Тут и Карпово, и Семеново, Понурово и Содомово, Ломы.
Но ведь существует еще и третья! В 1847 засушливом году в селе сгорели разом 29 домов. Вот тогда, вполне возможно, и было первоначальное название заменено на «Горево» как горелое место. Сравни однотипные названия: «покосево» – место косьбы, «жнитво» - сжатое поле. Так или иначе, но Горево Большое является одним из старейших селений Уренского района и упоминается в данных петровской переписи населения еще в 1723 году как владение Главной дворцовой канцелярии. Последнее означает, что село не было помещичьим, но платило подати прямо царскому двору.
Положение дворцовых (другое название – «черносошных») крестьян было несравнимо легче, нежели положение частновладельческих. Основной их обязанностью было снабжение царского двора продовольствием (хлеб, мясо, яйца, рыба, мед). В 1753 году уренские дворцовые крестьяне были освобождены от барщинных и натуральных повинностей и переведены на денежный оброк. И он здесь был несопоставимо меньше, чем в прочих местах России. Так, в начале XIX века годовые денежные сборы (подушные, дворцовые, накладные, лесопользовательные, почтовые, за перевоз, сборщику, старосте и т.д.) не превышали в совокупности и одного рубля с души, тогда как в центральной России доходили до 10-15 рублей. Что за сумма рубль в те времена, можно представить, исходя из стоимости ржи – пятнадцать копеек за пуд. Выходит, центнером ржи уренская душа откупалась от властей на целый год.
По религиозному состоянию на середину XIX века крестьяне горевской округи в старообрядчестве придерживались спасовского толка (нетовщины) беспоповского характера. Причем спасовцы сплошь и рядом жили вперемешку со своими оппонентами – поповцами. Более нетерпимыми были разве что жители Рябкова (старое название - Холуи), державшие свою веру в чистоте и прозывавшиеся «одночашечниками». Под 1901 годом значится сооружение православной Николаевской церкви в Большом Гореве. Здание было построено на средства миссионеров - Синодального пpoтoиepея Ксенофонта Крючкова и местного протоиерея Никанора Николаевского. Храм однопрестольный - в честь святителя Николая Чудотворца. С этого времени деревня Большое Горево стало селом и получило по церкви дополнительное название - Никольское. Церковь просуществовала до 1937 года.
У здания горевского Дома Культуры в назидание потомкам и поныне сохранился фрагмент церковного фундамента, словно требуя восстановления справедливости, церкви.