Основной целью социальной работы в школе является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для ребенка, умение организовать его обучение и реабилитацию.
Задачи социально-педагогической деятельности:
- выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем; отклонений в поведении;
- уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся;
- оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;
- посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;
- принятие мер по социальной защите, помощи, поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;
- организация мероприятий,направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в них;
- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в школе, семье, окружающей социальной среде;
- координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся;
- диагностика проблем учащихся школы;
Основные направления социальной работы в школе
Социально-информационное: направлено на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки.
В настоящее время дети оказываются в сложных жизненных ситуациях, поэтому социальная работа школы направлена на обеспечение детей, их родителей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки.
В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Для этого к работе по данному направлению привлекаются специалисты различных служб:
- центра занятости населения;
- органы социальной защиты;
- органы внутренних дел;
- органы здравоохранения;
Социально-правовое
Социально-правовая помощь направлена на соблюдение прав человека и ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (законными представителями).
Правовая некомпетентность – типичное явление в наше время. Жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, незнанию по легкомыслию допускают серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей, но незнание закона, как известно, не ограждает учащихся, их родителей.
На протяжении всего учебного года:
1. На МО классных руководителей, на групповых занятиях с учащимися проводится изучение документов по правовой и социальной защите детей - это:
• Устав школы;
• Семейный кодекс;
• Гражданский кодекс;
• Трудовой кодекс;
• Уголовный кодекс;
• Закон об образовании;
• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
2. В течение учебного года проходит тесное сотрудничество с родителями (законными представителями):
• совместное проведение праздников;
• тематические родительские собрания;
• индивидуальные беседы;
• консультации;
• встречи с работниками администрации школы, работниками правоохранительных органов, мед. работниками.
Вся работа с родителями направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращению негативных явлений, тесное сотрудничество семьи и школы.
Социально-экономическое
Данный вид деятельности направлен на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям;
Для выявления социального статуса семьи и оказания ей своевременной поддержки в школе в начале года составляется социальный паспорт на каждого ребенка, затем на класс и в заключении составляется общий паспорт школы.
Проводится работа по обеспечению детей бесплатными годовыми проездными билетами к месту учебы, льготными новогодними подарками. Также школа оказывает помощь в оформлении документов для получения пособий в социальной защите населения.
Социально-профилактическое
Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Школа проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником местного ФАПа, администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних, инспектором ПДН. Также направлено на укрепление здоровья детей, профилактику табакокурения, алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, социальный патронаж детей из семей группы-риска. Вопросы профилактики правонарушений среди подростков реализуются согласно плану работы социального педагога школы, утвержденного директором.
Социальный педагог выполняет следующие функции:
1. Диагностическая и аналитическая – формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
2. Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;
3. Коррекционная – индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
4. Социально-профилактическая – установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
5. Профориентационная работа среди несовершеннолетних, которая включает в себя:
- Посещение Центра занятости населения;
- Профориентационные часы в школе;
- Встреча с представителями разных профессий;
- Выступления выездных агитбригад от разных СУЗ.